«Основные требования к личностно ориентированному уроку»


Советы учителю по организации личностно-ориентированного обучения
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская народная мудрость

Проблема личностно-ориентированного обучения в современных образовательных учреждениях представляется в настоящее время актуальной и значимой.
Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков.
Личностно-ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности.
Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно.
Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

При осуществлении личностно-ориентированного подхода необходимо:


Особенности личностно-ориентированного урока

Анализируем урок как деятельность учителя и деятельность ученика. В дидактике такой подход называется бинарным, и в основе его лежит сотрудничество

Психологические требования к уроку:


Основные требования к личностно-ориентированному уроку

Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.

Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания.

Целью урока является - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:


Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:


Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику:

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников
    (студентов)в ходе урока.
  2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в
    ходе урока.
  3. Применение знаний, позволяющих ученику(студенту) самому выбирать тип, вид и
    форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  4. Использование проблемных творческих заданий.
  5. Стимулирование учеников (студентов) к выбору и самостоятельному использованию
    различных способов выполнения заданий.
  6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика
    (студента), но и анализ того, как ученик(студент) рассуждал, какой способ использовал,
    почему ошибся и в чём.
  7. Обсуждение с учениками (студентами) в конце урока не только того, что «мы узнали»
    (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы
    хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  8. Отметка, выставляемая ученику (студенту)в конце урока, должна аргументироваться
    по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно
    разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при
    выполнении домашнего задания.

Технология личностно-ориентированного обучения

Цель

Средства достижения учителем этой цели:

Содержание

Методика

Методическая основа технологии

Условия эффективности педагогической технологии

Позиция педагога:


Отличительные признаки
традиционной классно-урочной технологии и уроков личностно -
ориентированного обучения.


Признаки лично-ориентированного обучения
Признаки традиционной классно-урочной технологии

Урок в традиционной системе имеет следующие этапы:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Вывод.

Урок в личностно – ориентированном обучении


Сравнительный анализ
традиционной системы обучения и личностно – ориентированного
обучения.

Традиционное обучение
Личностно-ориентированное обучение

Ведущий принцип педагогики:


единая программа, требования
вариативность.

индивидуальный подход и проблемность.

Цель обучения:


Дать определенный объем знаний
Развитие индивидуальных способностей
Дать общее образование по единой программе.
Создание условий для развития личности.
Формирование ЗУН
Развитие нравственности и образованности

Позиция ученика


Пассивность.
Активность
Отсутствие мотива к личностному росту.
Интерес к деятельности .

Функция учителя:


Выдать определенный объем знаний
Научить мыслить
Развивать познавательную активность
Научить учиться
Обучать, воспитывать
Координировать и консультировать
Контролировать
Организовывать

Формы обучения:


Иллюстративно-объяснительные, информационные .
Проблемные, поисковые, исследовательские.
Урок, лекция, беседа, объяснение.
Игра, диспут, семинар, урок .

Стиль взаимодействия:


Авторитарность и требовательность
Сотрудничество и доверительность, открытость

Вывод: сходство адаптивной и традиционной школы состоит в единстве цели
- развитие личности и использование одного и того же базового содержания образования.

Отличие: в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс,
в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение,
а в целом все они работают на общую цель.
Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.

«Самоанализ урока»

Самоанализ урока является важнейшим элементом педагогической деятельности регламентированной ФГОС.

Именно самоанализ позволяет педагогу выявить собственные ошибки и приложить максимум усилий для их преодоления.
Каждый педагог должен уделять время самоанализу урока, так как это позволит изучить свои результаты и повысить эффективность уроков.
По причине часто смены подходов и требований к современному уроку у учителя могут возникнуть проблемы с распределением времени
и структурой занятий.

Зачем нужен самоанализ урока?

Все очень просто. Учитель, который не умеет анализировать и выявлять недочеты в своей деятельности, не сможет в полной мере
соответствовать идеологии стандартов второго поколения. В педагогических ВУЗах к сожалению очень мало уделяют внимания проблеме самоанализа урока.
В итоге молодым педагогам трудно самостоятельно анализировать свою деятельность на уроке. Требуется много сил и самоотдачи,
чтобы научиться смотреть на свою педагогическую деятельность не с субъективной, а с объективной стороны.

Молодому педагогу тяжело разобраться со всеми тонкостями и новшествами современного ФГОС. Отсюда и отсутствие стремления к самоанализу.
Кроме того, обилиe бумажной работы и несоответствие существующего оборудования в школах рекомендуемому напрочь отбивает желание вникать в
тонкости педагогической деятельности, превращая её в бездуховную рутину. Роль самоанализа урока.
В современной педагогике существует четко обозначенное определение самоанализ урока. Данное определение зафиксировано во ФГОС второго
поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога.

Самоанализ урока – инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств
Важно понимать, что именно самоанализ урока играет важную роль в выявлении недостаточно эффективных методов и приемов, которые мешают добиться
поставленных учебных задач в отведенные временные сроки.

Роль самоанализа урока в рамках ФГОС нового поколения определяется его обширными возможностями в сфере направления
педагогического мастерства каждого отдельного учителя при помощи регулярных самонаблюдений и работы над ошибками.

Умение педагога анализировать собственные уроки является одним из важнейших факторов повышения уровня образования в целом.



Формы анализа и самоанализа урока

  1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной
    функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и
    развивающей задач и дающая оценку их реализации.
  2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур
    (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных
    способностей обучающихся.
  3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения
    решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих
    задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся,
    усвоение ими способов учения.
  4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач
    урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким
    характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной
    деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и
    результативности урока.
  5. Структурно- временной анализ – это оценка использования времени урока по
    каждому его этапу.
  6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели
    урока и структурных элементов.
  7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к
    уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
  8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация
    принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения
    школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое
    руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)
  9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка
    под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во
    взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся.
    Примеры аспектов урока:
    • реализация учителем триединой задачи урока;
    • использование развивающих методов на уроке;
    • пути развития познавательного интереса;
    • формирование общеучебных умений и навыков;
    • проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.
  10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и
    других основ урока (чаще всего системы уроков)

ПАМЯТКА ПРАКТИКАНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ

  1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к
    этому уроку, его место в системе уроков по теме.
  2. Изучите методическую литературу по теме урока.
  3. Посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход
    урока, работу обучающихся, методику и организационную работу учителя: вопросы,
    задания, действия учителя и учеников, ответы, отношение детей к работе,
    к учителю, к друг другу, выполнение задач урока, трудности,
    возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого
    вами урока с предыдущим и последующим.
  4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы.
  5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.
  6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и
    приёмы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте вопросы и задания для
    обучающихся.
  7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все
    этапы урока.
  8. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и
    несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством
    учителя и самостоятельной работой обучающихся.
  9. Используйте по возможности приёмы дифференциации учебной работы, а также
    элементы проблемного обучения.
  10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические
    игры, физкультминутки.
  11. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и
    содержанием работы.
  12. Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте
    место и методику его использования, оформление записей учеников в тетрадях, а
    также записей на доске.
  13. Оформите развёрнутый план-конспект урока.

СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие
    особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?
  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим,
    на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы,
    разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?
  3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие?
    Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными,
    стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп
    школьников?
  4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?
    Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала,
    закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время,
    отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами
    урока?
  5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и
    почему? Выбрано ли главное, существенное?
  6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать
    обоснование выбора методов обучения.
  7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и
    почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он
    осуществлялся и почему именно так?
  8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и
    какими методами осуществлялся? Почему?
  9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?
  10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в
    течение всего урока?
  11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера,
    общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
  12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников
    рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
  13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
  14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то
    какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?
  15. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие
    особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?
  16. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим,
    на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы,
    разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?
  17. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие?
    Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными,
    стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп
    школьников?
  18. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?
    Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала,
    закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время,
    отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами
    урока?
  19. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и
    почему? Выбрано ли главное, существенное?
  20. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать
    обоснование выбора методов обучения.
  21. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и
    почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он
    осуществлялся и почему именно так?
  22. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и
    какими методами осуществлялся? Почему?
  23. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?
  24. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в
    течение всего урока?
  25. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера,
    общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
  26. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников
    рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
  27. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
  28. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то
    какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?